Цивилизации доколумбовой Америки создали стабильную сеть наркоторговли еще до нашей эры
Один из ритуалов жителей южного Перу: жертве отрубали голову, из которой потом делали амулет / ©Dagmara Socha et al. / Автор: Lampronia Auxilius
В Journal of Archeological Science вышла работа, авторы которой исследовали останки 22 человек, связанных с культурой Наска. Это доколумбова цивилизация, существовавшая на юге современного Перу, в долинах и на одноименном плато. Ее представителям приписывают создание геоглифов Наска, но в научном сообществе согласия по этому вопросу пока нет.
Мы уже писали о том, что доколумбовы цивилизации часто были склонны к кровавым ритуалам — и это вовсе не пропаганда конкистадоров, а данные археологов. Ранее та же группа ученых опубликовала работу, в которой рассказала о некоторых особенностях жертвоприношений — правда, не представителей Наска, а инков. Прежде чем убить двух детей, инки дали им коку и аяуаску. Иными словами, наркотики.
В новом исследовании авторы приводят результаты анализа волоса с головы ребенка, принесенного в жертву на плато Наска. Оказалось, его сначала накормили кактусом Сан-Педро (Echinopsis pachanoi), после чего отрубили голову. Тело захоронили, а голову мумифицировали — это так называемая трофейная голова, амулет.
Кактус Сан-Педро содержит мескалин — сильный галлюциноген. Ученые считают, что коренные цивилизации Америки использовали это колючее растение в традиционных лекарствах и во время ритуалов.
Доказательство того, что ребенку перед убийством дали пожевать кактус, — первый случай употребления Сан-Педро человеком, живущим на южном побережье Перу. И это первое свидетельство того, что некоторым жертвам, из которых делали трофейные головы, перед смертью давали стимуляторы.
Всего во время исследования ученые собрали образцы отдельных волос с четырех трофейных голов, три из которых принадлежали взрослым, а также с 18 мумий взрослых и детей. Токсикологические экспертизы показали, что многие из умерших перед смертью употребляли некоторые виды психоактивных или стимулирующих растений.
В число употребляемых растений входили листья коки, кактус Сан-Педро и лиана, которую называют лозой духов, а на латыни — Banisteriopsis caapi. Последняя — основной компонент аяуаски, галлюциногенного напитка, содержащего гармин и гармалин (два соединения, используемые в современных антидепрессантах).
Только вот лоза духов на юге Перу не растет, и маловероятно, что она росла там две тысячи лет назад. Точно так же листья коки негде было взять в этом регионе — их могли лишь привезти из Северного Перу или из Амазонии.
В 2006 году в Journal of Ethnobiology and Ethnomedicine вышло исследование, посвященное использованию лекарственных растений коренными общинами Северного Перу. Райнер Буссманн, автор работы, изучил торговые пути различных культурных растений в этой части света. Дагмара Соча, ведущий автор нового исследования, наложила данные Буссманна на те свидетельства употребления наркотиков коренными жителями Южной Америки, которые нашла ее группа.
Выяснилось, что маршруты совпадают, но лишь частично. Употребление наркотиков датируется периодом 100 год до нашей эры — 450 год нашей эры. И уже в это раннее время карта наркотрафика была шире карты торговли ненаркотическими растениями. То есть употреблять растения, содержащие психоактивные вещества, начали довольно рано, и торговлю ими наладили тоже давно. Их перевозили из Амазонии вверх и вниз по побережью Перу.
«Наше исследование показывает, что эти растения были чрезвычайно важны для различных культур в медицинских и ритуальных целях. В этот период не существует [письменных записей], поэтому все, что мы знаем о Наска и других близлежащих культурах, получено в результате археологических раскопок», — сказано в работе.
Не вполне понятно, насколько широко было распространено употребление кактуса Сан-Педро — его следы плохо сохраняются. Но ясно, что у Пабло Эскобара были духовные предшественники задолго до прибытия европейцев.