Археологи нашли неолитическое захоронение с безголовыми скелетами
Останки 38 человек были свалены в общую яму / ©Dr. Till Kühl, Institute for Pre- and Protohistoric Archaeology/Kiel University / Автор: Godefridus Victorinus
Археологи достаточно давно исследуют доисторическое поселение недалеко от города Врабле на юге Словакии. Археологический участок Врабле-Вельке-Лехемби датирован 5250-4950 годами до нашей эры и был, вероятно, одним из крупнейших поселений раннего неолита в Центральной Европе.
Там идентифицировали 313 домов, которые были разделены на три деревни. Не менее чем в 80 домах люди жили в одно и то же время. Ученые считают, что население трех деревень составляли 590 жителей — исключительная плотность населения для того периода. Археологические артефакты относятся к культуре линейно-ленточной керамики, наиболее распространенной в Центральной Европе в 5500-4900 годах до нашей эры.
Одна из трех деревень окружена двойным рвом длиной 1,3 километра и, таким образом, отделена от остальных. В этом рву археологи из Словакии и Германии нашли останки 38 человек, в том числе маленького ребенка. Их хорошо сохранившиеся скелеты были перемешаны вместе, и у всех, за исключением ребенка, отсутствовала голова.
Это не первая находка безголовых скелетов в районе Врабле. В апреле прошлого года археологи из Кильского университета (Германия) сообщили, что во рву у Врабле они обнаружили скелеты без черепов. Тогда ученые предположили, что такой способ погребения имел сакральное значение: все обезглавленные тела были не просто сброшены в ров, а помещены в специально вырытые углубления (могилы на дне рва). Новое захоронение совсем иное.
Останки как минимум 38 человек находились на площади около 15 квадратных метров в хаотичном порядке. Один на другом, бок о бок, вытянутые на животе, скрюченные на боку, на спине с раскинутыми конечностями — положение скелетов не говорит о том, что мертвых хоронили с соблюдением какого-либо обряда. Скорее это свидетельство того, что большинство из них были брошены или скатились в канаву. Вопрос в том, куда делись головы.
Расположение некоторых костей, по мнению исследователей, указывает на то, что не все трупы могли попасть в траншею одновременно. Возможно, уже скелетированные тела сдвигали к середине ямы, чтобы освободить место для новых. Антрополог из Кильского университета Катарина Фукс (Katharina Fuchs) отметила, что у некоторых скелетов сохранился первый шейный позвонок. По ее мнению, это свидетельствует об осторожном удалении головы, а не об обезглавливании как способе жестокого убийства.
Ранее исследователи предполагали, что три деревни, которые соседствовали в районе Врабле, в какой-то момент начали враждовать из-за сократившихся ресурсов. И тогда раскопанная часть рва — это братская могила, где похоронили, судя по небрежному обращению с телами, врагов. Но предварительно им отрубили головы. Очевидно, если картина такова, то цель ритуала — не похоронить без головы, а добыть череп и как-то его использовать в дальнейшем.
Чтобы представить достаточно полную картину произошедшего у Врабле, надо ответить на множество вопросов. Были ли эти люди жителями деревень или они пришли из других мест? Есть ли на оставшихся костях следы боевых ран? Отделяли ли головы от тел сразу или только после начала процесса разложения? Пока это все предмет дальнейших исследований.
Добавим, что отрубание голов в поселении раннего неолита происходило на фоне серьезных социальных перемен в Центральной Европе. Около 5000 года до нашей эры люди здесь покинули целый ряд давно используемых населенных пунктов и основали новые. Архитектура, орудия труда и надрегиональная торговля значительно изменились.
Например, как отмечают ученые, стиль надрегиональной культуры линейно-ленточной керамики уступает место региональным стилям, и начиная с 4900 года до нашей эры мы больше не можем говорить о линейной керамике. Погребальные ритуалы, которые на протяжении веков были едиными на обширной территории, со временем тоже стали более разнообразными. Помимо регулярных захоронений на внешних кладбищах, людей все чаще хоронили в поселениях.
Все это вместе указывает на то, что традиции, веками определявшие повседневную жизнь и ритуалы ранних земледельческих обществ, утратили актуальность. Им на смену пришли новые структуры и идеи, сформированные не столько надрегиональными, сколько местными представлениями.