Археологи рассказали о массовой резне в неолитическом Китае
Скелеты без черепов и черепа без скелетов — авторы работы пытаются понять, что произошло в неолитическом поселении / © Qian Wang/Texas A&M University School of Dentistry / Автор: Cloelia Andronicus
Ученые из КНР и США исследовали человеческие скелеты со стоянки Хунхэ на северо-востоке Китая. Самая ранняя дата, полученная для этого неолитического поселения, — 4400 лет назад. Но археологов интересовало событие, которое случилось позже — примерно 4100 лет назад.
В работе, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences, они рассказали о самой кровавой в известной истории неолитической Азии охоте за головами. В одном захоронении обнаружили 41 скелет, ни один из которых не имел черепа. Все скелетные останки принадлежали женщинам и детям.
Судя по их расположению, 32 человека были убиты и обезглавлены практически одномоментно, остальные — в течение некоторого времени. Недалеко от этого захоронения, рядом с остатками неолитического строения, археологи нашли четыре мужских черепа — без прочих скелетных останков. Вместе с черепами находились костяные орудия и фрагменты керамики.
Авторы работы обнаружили на шейных позвонках женских и детских скелетов следы от острых инструментов. По их мнению, расположение порезов указывает на то, что всех этих людей обезглавили одинаковым способом: левой рукой голову жертвы отклоняли назад, а правой отрезали голову, начиная с передней части шеи.
Орудиями убийства, скорее всего, стали ножи с костяными рукоятками и каменными лезвиями, что согласуется с предыдущими находками в районе Хунхэ. Ученые отметили, что вооружение и одинаковые действия нападавших указывают на давно сложившуюся группу и широкую практику обезглавливания. И это очень непросто объяснить.
Дело в том, что охота за головами была распространена в различных регионах Азии, особенно в Юго-Восточной и на островах Тихого океана. Обычно антропологи объясняют это явление сочетанием ритуальных, социальных и территориальных факторов.
Отрубленные головы почитали как трофеи, а сам акт захвата головы врага рассматривали как проявление мужества и воинского мастерства, что повышало статус успешных охотников в обществе. Эти головы становились символом их победы и способствовали умиротворению духов предков. Кроме того, охоту за головами использовали для разрешения споров, установления территориального контроля, а в некоторых случаях и для мести.
Проблема в том, что для неолитического Китая случаев массовой охоты за головами ранее не отмечали. Археологи несколько раз находили черепа, которые явно использовали в каких-то ритуалах, но это единичные находки. Где и как могли научиться своему ремеслу те, кто убил женщин и детей в поселении Хунхэ? Куда они унесли головы? Почему среди жертв резни нет мужчин? И что означают четыре мужских черепа в отдельной яме?
Исследователи предположили, что жестокое убийство именно женщин и детей было актом устрашения. Обитатели неолитического поселения Хунхэ — это сообщество земледельцев, охотников и рыболовов. Добавим, что вокруг поселения археологи обнаружили следы оборонительного рва. А значит, не исключено, что его жители вели активные боевые действия с соседними племенами.
В период конфликта конкурирующее племя могло напасть на поселение, пока взрослые мужчины отсутствовали, допустили ученые. Потом нападавшие забрали головы жертв в качестве трофеев. Вернувшиеся мужчины общины похоронили погибших и затем покинули поселение. А четыре черепа без тел могли быть трофеями, принесенными ранее и использованными исходным населением этого места в каких-то ритуалах.
Но все это не объясняет отточенных навыков обезглавливания жертв при полном отсутствии других похожих захоронений той же эпохи. Ученые надеются, что дальнейшие археологические работы помогут исправить ситуацию и дадут логичную и связную картину жизни в неолитической Азии.