Загадочные совы медного века оказались детскими игрушками
Два птенца домового сыча (Athene noctua). Этот распространенный вид, возможно, послужил моделью для некоторых гравированных табличек медного века / ©Juan J. Negro / Автор: Pinaria Caprarius
Примерно в середине XIX века на Пиренейском полуострове, в большой гробнице медно-каменного века, нашли первые так называемые совиные таблички. С тех пор их накопилось более четырех тысяч. Они сделаны из отщепов сланца размером с ладонь взрослой женщины. Их находили как в больших гробницах, так и в отдельных могилах, и на местах поселений.
Изготовлены они, согласно датировке, примерно 4750-5500 лет назад. На них нанесены рисунки разного уровня мастерства, которые изображают нечто похожее на сов. На некоторых в верхней части находятся по два отверстия. За прошедшее время специалисты предложили довольно много интерпретаций «совиных» табличек. Основная гипотеза предполагала некое ритуальное использование. В журнале Scientific Reports опубликована работа, авторы которой считают, что все было совсем не так.
Самое древнее из обнаруженных на сегодня изображений совы, сделанных человеком, находится в пещере Шове на юге Франции. Возраст этих наскальных рисунков оценивают в 36 тысяч лет. Следующая по возрасту нарисованная сова тоже обосновалась во Франции — в пещере Труа-Фрер на юго-западе страны. Ей примерно 13 тысяч лет.
Позже изображения сов повсеместно встречаются в искусстве и ритуальной деятельности микенской, египетской, древнегреческой и прочих древних цивилизаций. Поэтому даже существовала гипотеза, что на Пиренейский полуостров рисованные совы попали с Востока и лишь потом мастера стали изображать их на местном материале.
Одни ученые предполагали, что в виде сов изображали божеств местного пантеона. Другие считали, что это вообще антропоморфные идолы и их сходство с совой случайно: ее считают самым антропоморфным животным, кроме обезьян, из-за фронтально расположенных глаз. Третьи утверждали, что «совиные» таблички были своего рода пропуском в царство мертвых.
Но всех смущали два момента. Первый заключается в очень разном качестве изготовления: казалось, что одни таблички гравировал опытный мастер, а другие — маленький ребенок. Второй важный момент: мы ведем речь о медном веке. Технологии развиваются быстро, но при этом склоняются скорее в сторону крупных форм — например, мегалитов.
Авторы нового исследования считают, что если таблички и имели ритуальное значение, то лишь в той мере, в которой повседневная жизнь энеолитического сообщества была связана с ритуалами. А рисунки выполнены детьми разных возрастов. Дети медного века, как и их сверстники любой эпохи, просто хотели играть.
Исследователи проанализировали 100 сланцевых плиток и оценили их (по шкале от одного до шести) по количеству шести признаков совы, включая два глаза, перьевой пух, узорчатые перья, плоский лицевой диск, клюв и крылья. Потом они сравнили эти таблички с 100 изображениями сов, нарисованными современными детьми в возрасте от четырех до 13 лет, и отметили у них много общего. Рисунки сов становились более похожими на реальных птиц по мере того, как дети взрослели и становились искуснее.
Возникает вопрос: почему совы? Авторы предлагают ответ. Они сравнили изображения на табличках с фотографиями семи видов сов, распространенных на Пиренейском полуострове как сейчас, так и в энеолите. И выяснили, что юные художники чаще всего рисовали два вида этих птиц: домового сыча (Athene noctua) и ушастую сову (Asio otus). Эти виды часто живут рядом с человеческим поселением или вокруг возделываемых людьми участков. То есть дети рисовали тех, кого часто видели.
Выше мы отметили, что на некоторых табличках проделаны два отверстия в верхней части, рядом с краем головы птицы. Ранее считали, что эти отверстия нужны для продевания шнурка. Но носить на шее камень весом до 300 граммов не очень удобно. К тому же проще пробить одно отверстие. Кроме того, нет следов износа отверстий от шнурка.
Оказалось, такие отверстия присутствуют в основном на табличках с изображением ушастой совы. Авторы считают, что в них вставляли настоящие птичьи перья, которые таким образом играли роль пучков перьев, похожих на уши, от которых птица и получила свое название.
По мнению ученых, полностью исключать ритуальную функцию табличек нельзя: возможно, то, что когда-то было игрушкой, потом становилось амулетом, а если ребенок умирал, то его произведение хоронили вместе с ним. Также исследователи допустили, что рисование сов служило видом учебно-игровой деятельности, когда более старшие дети выступали наставниками младших, помогали им осваивать новые навыки. А малыши в итоге получали игрушку.